23 сентября 2015 г. вышел официальный релиз Office 2016. Как мы и писали ранее, обновленный Office законопослушные владельцы прежней версии получили бесплатно. Почему мы решили вновь вернуться к обсуждению той же самой темы? Потому что, как говаривал герой кинофильма «Константин» (помните, был такой в исполнении Киану Ривза), всегда есть подвох. В истории с «бесплатным» обновлением Microsoft Office тоже оказался свой подвох, причем такого рода, что он заслуживает отдельной заметки.
Ловушка, которую поставили грамотные маркетологи из Редмонда, заключается в том, что бесплатным обновлением обеспечили только пользователей сетевого пакета Office 365 – того самого, за который подписчикам приходится вносить ежемесячную плату, примерно как и подписчикам Adobe Creative Cloud. Законопослушные владельцы Microsoft Office 2013 остались, как бы это помягче сказать, при своих интересах. Называя все своими именами, руководители Microsoft заявили им следующее: «Вы же не послушали нас, когда мы по-хорошему предлагали перейти на абонементную оплату. Так вот, пожинайте теперь плоды своевольного желания владеть классическим коробочным продуктом».
Для бизнеса при годовой подписке стоимость базовой версии Office 365 составляет 250 руб. в месяц, бизнес-версии – 412,50 руб. в месяц, премиальной версии – 625 руб. в месяц. При ежемесячной оплате стоимость базовой версии Office 365 составляет 300 руб. в месяц, бизнес-версии –500 руб. в месяц, премиальной версии – 750 руб. в месяц.
Для домашних пользователей при годовой подписке стоимость версии персонального Office 365 составляет 2299 руб. в год, продвинутой версии Office 365 – 2874 руб. в год. При ежемесячной оплате стоимость версии персонального Office 365 составляет 229 руб. в месяц, продвинутой версии Office 365 – 286 руб. в месяц. При этом своим домашним пользователям Microsoft предлагает и классические коробочные версии продукта: пакет Office для дома и учебы 2016 стоит 4399 руб., Office для дома и бизнеса 2016 – 14 499 руб., Office профессиональный 2016 – 25 283 руб.
Понятно, что при такой разнице в цене и при том, что Office 365 получает бесплатные апгрейды до следующих релизов, а коробочные версии надо покупать заново, мы можем смело констатировать «смерть» классического Microsoft Office, который традиционно обитал на сотнях миллионов пользовательских десктопов.
Надо сказать, что Microsoft – это не первая компания, которая решила наставить своих пользователей «на путь истинный». Ранее корпорация Adobe тоже ввела абонементную систему для своих пользователей. В результате вы можете получить издательский пакет Creative Cloud 2015 за 18 000 руб. в год, а подписка на одно приложение, например на тот же Photoshop 2015, стоит 7188 руб. в год. Месячная подписка получается заметно дороже: Creative Cloud 2015 – 2200 руб. в месяц, Photoshop 2015 – 899 руб. в месяц. Правда, как и Microsoft, корпорация Adobe оставила для домашних пользователей возможность купить коробочные версии, однако в этом случае речь идет не о полноценном ПО, а об урезанных версиях продуктов: Photoshop Elements 14 и Premiere Elements 14 в комплекте стоят всего 150 долларов США. Сложнее ситуация с Adobe Acrobat DC – его можно купить как по подписке, так и в коробке. Подписная версия при годовой подписке стоит 454 руб. в месяц, или 757 руб. в месяц при ежемесячной оплате. Коробочная версия Adobe Acrobat DC стоит 30564 руб. Таким образом, коробочному продукту и тут подписан приговор.
Теперь остается ответить на самый «простой» вопрос: хорошо это или плохо? Опытный руководитель, при необходимости выбора одного из возможных решений, всегда должен стремиться нащупать такой путь, который в дальнейшем не заведет его в тупик. Другими словами, каждый твой сегодняшний выбор всегда должен оставлять место для завтрашней альтернативы. Если же ты выбираешь такой вариант, при котором все последующие шаги можно будет делать только в одном направлении, если ты сегодня сужаешь пространство для своего будущего маневра, то завтра рискуешь оказаться в такой ситуации, когда у тебя никакого выбора просто не останется.
Увы, абонементная система представляет собой именно такую безальтернативную модель развития. Подписываясь на сетевой вариант ПО, который к тому же предусматривает и хранение файлов в корпоративном облаке, вы попадаете в полную зависимость от данной компании. Вы перестаете быть реальным владельцем программного продукта – все, что у вас есть, это лишь подписка, т. е. возможность использовать ПО компании Microsoft или Adobe – при наличии подключения к Интернету и при наличии самих этих компаний.
Возможно, раньше российские и европейские корпоративные пользователи, которые давно уже работают по таким моделям, не обратили бы внимания на эту ситуацию с Microsoft Office и Adobe Creative Cloud. Но сейчас вполне обоснованно будет поставить вопрос: а хорошо ли это, когда все яйца лежат в одной корзинке? Такой вопрос могут задать себе и домашние пользователи. Да, раньше они могли купить себе коробочный продукт, заплатив за него, разумеется, приличную сумму. Но потом можно было уже не ломать себе голову о «продолжении банкета». Тем более что качественные продукты, такие как Microsoft Word или Adobe Photoshop, можно было использовать годами. Да, современные версии программ получили некоторые продвинутые фишки, однако и на стареньком Word можно писать статьи и деловые записки, а любой опытный дизайнер спокойно сделает хорошую обработку графики и на старой версии Photoshop.
Теперь же нам предлагают войти в «новый дивный мир», в котором добрые дяди будут «думать о нас», как рекламный «Тефаль», вот только денежки им придется отстегивать примерно так же часто, как и сотовым операторам, – каждый месяц.
Если же вам кажется, что я тут понапрасну сгущаю краски, то подумайте вот над какой перспективой. Представьте себе, что в один прекрасный день представители корпорации Microsoft обратятся к вам с улыбкой: «Теперь вы должны платить ежемесячно такую-то сумму за пользование нашей операционной системы Windows, а не то отключим газ!» Интересно будет тогда посмотреть на лица пользователей. Корпоративный сектор все это переживет спокойно, а вот владельцы домашних ПК будут, мягко говоря, разочарованы.
С другой стороны, подобный ход событий может стать началом конца эпохи безраздельного господства корпорации Microsoft.