Накануне конференции «GSMA Mobile 360 – Евразия 2019» компания Huawei провела семинар «Стратегия 5G: взгляд технических директоров». Специалисты GSMA, компаний Huawei, «МегаФон», «Казахтелеком», VEON и Loudplay поделились своим видением перспектив внедрения технологии 5G, рассказали о трудностях, возникающих на этом пути. Среди ключевых вопросов, от решения которых во многом зависит внедрение новой технологии, участники семинара назвали позицию регуляторных органов в распределение частотного спектра.
Появление очередного витка инноваций в сфере инфокоммуникаций эксперты связывают с развертыванием сетей нового поколения. Коммерческие участки сетей 5G введены в 30 странах. В России, Беларуси, Казахстане и Узбекистане реализуются пилотные проекты. По мере развития сетей 5G создаются технологические предпосылки для построения цифровых индустрий.
Компания Huawei активно участвует в реализации проектов 5G, которые дают возможность расширять бизнес, увеличивать количество клиентов, наращивать пользовательский опыт, предлагать новые продукты. Потенциал для развития этой технологии огромен. В настоящее время в мире миллионы людей еще лишены интернет-доступа, а для 80% интернет-пользователей скорость подключения не превышает 100 Мбит/с.
По словам президента компании Huawei Eurasia Эйдена У, подключение к более быстрому Интернету открывает дополнительные бизнес-возможности в телеком-индустрии, добывающей промышленности, в частности дистанционного управления машинами. Компания заключила 54 коммерческих договора, в рамках которых оказывает поддержку клиентам в разворачивании оборудования последнего поколения.
Для коммерческого запуска сетей 5G необходимы инфраструктура, бизнес-пакет, соответствующие решения. Задание для технических директоров – обеспечить работу сети. Несколько лет назад компания вывела на рынок решение Cloud AIR, позволяющее совместно использовать спектр.
Несмотря на то, что развитие рынка 5G в мире ускоряется, сохраняется ряд трудностей, связанных с развертыванием сетей. Например, на установленных мачтах нет места для нового оборудования. Руководитель компании рассказал о том, что сделано для совершенствования конструкций антенн, снижения массы оборудования, которое уже используется в Южной Корее. Еще одна проблема обусловлена тем, что для установки новых станций нужно предоставить земельные участки, аренда которых обходится недешево.
Говоря о глобальном прогрессе в развитии 5G, технический директор GSMA Алекс Синклер (Alex Cinclаir) сообщил о 35 проектах в этом сегменте. В частности, недавно в Куала-Лумпуре было обеспечено 3 млн соединений. В Южной Корее в четыре раза увеличился охват населения новыми услугами. В целом 5G разворачивается быстрее, чем 4G. Ожидается, что к 2025 г. половина всех американских абонентов будут на 5G, а в Китае к тому времени будет насчитываться 360 млн абонентов, которые будут пользоваться сетями нового поколения.
Одно из преимуществ 5G – промышленный Интернет. Рыночный потенциал отрасли оценивается в 25 млрд долл. В Германии на предприятиях и в кампусах реализуются пилотные проекты. Широкое применение возможностей 5G – индустрия развлечений.
На пути продвижения технологии возникает немало трудностей. Как показало изучение 125 кейсов, 37 их параметров требуют изменения. Представитель GSMA рассказал о попытках разработки шаблонов для конкретных областей. В частности, он назвал три стандартизированных решения: V2x, eMBB и IoT.
Большой объем работы предстоит выполнить в сфере стандартизации, а также трансформации сетей. В плане повышения эффективности энергопотребления принято решение о снижение углеводородного следа. Но один из главных вызовов в разворачивании 5G – это получение необходимого спектра.
Возможностям новой технологии в индустрии развлечений посвятил свое выступление технический директор компании Loudplay Игорь Магафуров. Рынок игр в два раза больше рынков видео и музыки вместе взятых. В мире 2,5 млрд игроков, каждый в среднем шесть часов в неделю проводит за этим занятием. Для двух третей игроков современные игры недоступны из-за используемых ими устройств. Решение проблемы – технология Clоud gaming, когда вычислительные мощности переносятся с локального компьютера в облако.
У компании Loudplay, известной на рынке с 2015 г., 200 тыс. клиентов, несколько тысяч платят за услуги ежемесячно. Сервис востребован, поскольку современная технология дает возможность любое устройство превратить в мощный игровой компьютер. По мере увеличения количества игроков компания начинает зарабатывать на контенте. Игрок Loudplay проводит за игрой в среднем 20 часов в неделю. Cредняя выручка на одного пользователя (АRPY) составляет 20 долл.
Технология 5G решает проблему «последней мили» в игровой индустрии. При небольшой задержке (в 50–60 миллисекунд) игрок перестает замечать, что он играет в облаке. И это дает возможность отказаться от покупки дорогостоящих устройств. Появление сетей 5G обеспечит резкий рост сегмента облачных игр, прогнозируют эксперты.
Если судить по предыдущим поколениям связи, то в среднем до семи лет проходило с момента появления первого релиза стандартизации до отметки, когда на технологию приходилось до 10% подключений в мире. Выступавшие на семинаре специалисты считают, что 5G будет марафоном, а не спринтом. К важнейшим вопросам продвижения технологии относятся расчистка спектра, выбор программного обеспечения, создание экосистемы, интероперабельность 5G, доступность пользовательских устройств. В 2020 г. на китайском рынке появятся смартфоны за 280–300 долл. С учетом сложности задач эксперты прогнозируют, что широкое проникновение 5G едва ли возможно до 2022–2023 гг.
Большое внимание в ходе дискуссии было уделено необходимости формирования спроса на услуги. Операторы только сейчас начали монетизировать 4G, а пороге – технологии связи нового поколения.
Перспективы коммерческого применения 5G эксперты связывают не с сегментом B2C, а с цифровой экономикой. При этом высказывается озабоченность относительно готовности технологии. До сих пор мобильная связь ассоциируется с сим-картами. Предстоит разработать новый механизм взаимодействия по аналогии с фиксированными сетями, где есть возможность предлагать сеть как сервис. Предприятия используют сети фиксированных операторов как инфраструктуру. На такой же уровень надо вывести и мобильную связь, что даст возможность стимулировать потребление услуг 5G в индустриальном секторе.
Участники семинара выразили надежду, что реализация цифровых стратегий, принятых во многих странах СНГ, будет содействовать воплощению такого подхода. В ряде компаний созданы лаборатории, в которых прорабатываются перспективы применения 5G в конкретных индустриях, например для решения задач в сфере здравоохранения, по управлению автотранспортом, обеспечению безопасности в городах и т. д. Прозвучало предложение рассматривать связь как платформу, которая интегрируется в любой процесс – обучения, образования, управления.
Представители компаний, участвовавших в дискуссии, отметили, что через пару лет мир трудно будет представить без 5G, огромного количества устройств на квадратный километр, подключенных к Интернету. Появится спрос на приложения, которые позволят, например, болельщикам на стадионе, где установлены десятки камер, наблюдать за соревнованием с различных углов, в режиме реального времени приближать или удалять картинку. Кардинальное изменение пользовательского опыта стимулирует спрос, правда, при условии, что потребителям будет предложена не сама технология, а реализованные на ее базе сервисы.
Некоторые компании рассматривают 5G как один из элементов цифровой экономики, а не как очередной шаг в развитии мобильной связи. Поэтому в настоящее время особенно важно предоставить операторам возможность использования более широкого спектра частот. В свою очередь игроки отрасли должны быть заинтересованы в объединении усилий для создания и развития экосистемы 5G.