Компания «Платформа ОФД», входящая в группу «Сбербанк», провели пресс-конференцию, посвященную развитию российского рынка операторов фискальных данных (ОФД), который был создан поправками в закон №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…». Также компания подвела итоги 4 лет своей деятельности на рынке обслуживания онлайн касс. На сегодняшний день «Платформа ОФД» является крупнейшим оператором фискальных данных с долей рынка в 28,6% — компания обслуживает примерно 1 млн из 3,5 млн работающих в России касс. Клиентам компании являются 550 тыс. предпринимателей, генерирующих 42 млн чеков в день, то есть тысячу чеков в секунду. При этом компания передает в систему обязательной маркировки «Честный знак» до 3 млн кодов маркировки в день. За все время своего существования компания накопила сведения о 40 млрд чеков.
За 4 года рынок ОФД увеличился с четырех компаний до 21. Правда, на первые 10 компаний приходится 85% рынка. На нем есть два типа компаний: чистые ОФД, которые ни чем другим не занимаются, и ИТ-компании, которые дополнительно стали ОФД для предоставления комплексных услуг.
У «Платформы ОФД» сейчас на работу с фискальных данными приходится 60% выручки, а остальное компания получает уже от дополнительных сервисов. В частности, компания выступает оператором электронного документооборота — на серверах компании обрабатывает до 2 тыс. электронных документов в день. Сервис «Платформа Госотчет», который помогает клиентам компании готовить отчёты для государственных органов, ежедневно обрабатывает ещё 500-600 документов.
Компания также предоставляет сервис «Платформа Аренда», который помогает магазинам взаимодействовать с арендодателями — торговыми центрами. Уже около сотни торговых центров пользуются этим услугами и получают не фиксированную оплату за место, но арендную плату в зависимости от выручки конкретного магазина. Компания даже разработала и запустила в феврале этого года новый сервис под названием «Сравнение с рынком», который позволяет анализировать показатели конкретного магазина и сравнивать их со средними значениями по рынку, однако полноценно запустить его не удалось — помешала пандемия, и было принято решение предоставлять сервис бесплатно. А сейчас компания даже продлила этот бесплатный период, чтобы стимулировать развитие предприятий торговли и сохранить больше своих клиентов.
«Платформа ОФД» имеет три собственных ЦОДа, в которых обрабатываются данные клиентов. Причем, по словам Алексея Барова, генерального директора «Платформы ОФД», компания даже пережила пожар в одном из ЦОДов, не прервав обслуживание клиентов и не потеряв пользовательских данных. В своей работе компания использует несколько типов хранилище данных — временно сведения о транзакциях заносятся в нереляционную базу данных, из которой потом помещаются в реляционную для углубленного анализа. Быстрые и понятные срезы данных также выполняются при помощи нереляционной технологий. В частности, во время пандемии компания ежедневно представляла обобщенную отчётность по состоянию рынков в Минэкономразвития и Минпромторг.
Компания отмечает, что во время пандемии доля онлайн продаж колебалась в диапазоне 10 — 15%. Также в компании отметили рост среднего чека покупок, однако за счёт сокращения их числа. Алексей Баров так прокомментировал ситуацию: «основным фактором роста среднего чека в большинстве категорий торговли стало изменение частоты покупок. Россияне в период пандемии стали реже посещать торговые точки, приобретая больший набор товаров за один поход в магазин. Однако после резкого увеличения величины покупок в марте и апреле, постепенно потребительское поведение начало возвращаться к привычному ритму. При анализе общего уровня продаж также заметна тенденция перехода трат покупателей в сетевые магазины. Россияне делали больший выбор в пользу крупного сетевого ретейла и меньше – в пользу магазинов малой торговли».