На вопросы журнала Connect отвечает директор по ИТ Группы компаний «Черкизово» Владислав Беляев.
– Как вы оцениваете уровень информатизации Группы компаний «Черкизово»? Насколько глубоко информационные технологии проникли в бизнес и основные технологические процессы предприятий?
– Наши предприятия относятся к категории ИТ-зависимых. При возникновении проблем в информационных системах, не важно, с чем это связано (с программным обеспечением или инфраструктурой), отгрузка продукции останавливается в течение 20–30 минут. Для компании, которая ежедневно выпускает сотни тонн скоропортящихся изделий, например охлажденной птицы, это критично. Поскольку предприятия чувствительны к надежности ИТ-решений, уровень их проникновения достаточно глубок. Причем я имею в виду не только процессы, связанные с финансами, бухгалтерией, отчетностью, но и основные бизнес-процессы.
Логистическая составляющая имеет большое значение для мясоперерабатывающего бизнеса. В отличие от металлургической отрасли, где кокс или руду можно оставить на складе и на несколько дней, в мясной отрасли живая птица, поступающая на переработку, не может ждать. Поэтому все, что связано с логистикой и планированием, для нас действительно критично, особенно с учетом объемов производства.
В составе группы компаний полтора десятка мясоперерабатывающих заводов, сотни птицеводческих и свиноводческих ферм. Управлять всеми структурными подразделениями и производствами без ИТ-инструментов сложно и едва ли возможно.
– Можно ли говорить о специфике ИТ-инструментов, используемых мясоперерабатывающим холдингом?
– Мне приходилось работать в разных отраслях, поэтому на основе опыта могу утверждать, что выбор инструментов и уровень развития ИТ в целом зависят не от отраслевой специфики, а от масштабов бизнеса. Решающую роль играет количество предприятий, контрагентов, поставщиков, покупателей, сотрудников, площадок и регионов, на территории которых компания ведет бизнес. С учетом этих параметров можно судить о размере и сложности бизнеса, а не о его специфике. Конечно, отрасль накладывает отпечаток, но только на определенные классы решений. В целом перед ИТ-подразделениями, например, химической или пищевой промышленности стоят задачи и проблемы, которые решаются аналогичными методами.
Если говорить непосредственно о производстве, то различие сохраняется на уровне MES-систем, обеспечивающих управление оборудованием. А применительно к ERP- и ECM-системам превалирующими являются такие факторы, как количество заказов в день, сложность комплектования заказа и т. д.
– Что представляет собой ИТ-ландшафт ГК «Черкизово», какие системы развернуты, как обеспечивается их взаимодействие?
– Наша ИТ-инфраструктура охватывает сотни площадок по всей стране. На базе единой корпоративной VPN-сети предоставляются все необходимые сервисы, включая телефонию, аудио-, видеоконференции, корпоративные порталы, обеспечивается соблюдение стандартов рабочих мест. Каждый пользователь работает в едином информационном пространстве компании. Развернуты сервисы на базе двух VPN-сетей от разных провайдеров. Наиболее критичные для ведения бизнеса площадки, заводы, логистические центры, обеспечены каналами связи от двух провайдеров. Ключевые сетевые и вычислительные ресурсы собраны в корпоративном ЦОД, построенном на одной из наших площадок.
Что касается приложений, то в каждом сегменте свои MES-системы, которые обеспечивают управление оборудованием на конкретном предприятии. Основная ERP-система сейчас – «1С». Однако мы постепенно переходим на SAP. Это стратегическое решение было принято в компании три года назад. Весной текущего года запущен первый этап проекта. Торговый дом «Петелино» с апреля работает на SAP. Готовим к этому и другие сегменты бизнеса.
Единая система корпоративного документооборота работает на платформе OpenText. При этом мы используем решение и на базе Alfresco. Исторически сложилось так, что у нас две системы. OpenText отвечает за юридически значимый документооборот, связанный, например, с договорами. В Alfresco построены Workflow для общей распорядительной документации (служебных записок, приказов, различных согласований). Примерно 100 Workflow работает через корпоративную систему. Над всем этим находится BI-система, на базе которой мы консолидируем данные и строим информационные панели для руководителей. Для целей планирования, бюджетирования и прогнозирования используется система на базе Oracle Hyperion Planning.
– Каковы потребности группы компаний в вычислительных мощностях и системах хранения? Какие требования предъявляются к ним в части надежности?
– Перед нами не стоит задача сохранения каждой транзакции, как, например, перед банковскими учреждениями или телеком-операторами. Однако из этого не следует, что у нас ниже требования к вычислительным мощностям. Отгружаемые ежедневно несколько сотен тонн скоропортящейся продукции с более чем десяти площадок направляются в федеральные торговые сети, которые весьма требовательны к соблюдению окон доставки. Невыполнение условий влечет за собой наложение штрафов за непоставку товара или доставку не вовремя.Если, условно говоря, в промежутке с 4 часов до 4.30 к окну не подошла наша фура, ее место занимает следующая. Наш грузовик встает в очередь. Но, поскольку продукция скоропортящаяся, время ее реализации быстро истекает, и нам ничего не остается, как утилизировать товар. К сбоям в доставке чрезвычайно чувствительны торговые сети, которые, как известно, продают не товар, а полки. Сеть зарабатывает только в том случае, если полка наполнена товаром. И свято место пусто не бывает. Его тут же занимают конкуренты.
С учетом этих факторов мы отдаем предпочтение отказоустойчивым решениям в сегменте вычислительных ресурсов и систем хранения. Не могу сказать, что мы строим что-то уникальное – используем виртуализацию, СХД, центры обработки данных, обеспечиваем дублирование ресурсов. Корпоративный ЦОД, рассчитанный на 32 стойки, заполнен примерно на половину. Так как услуги дата-центра мы не продаем, то и не ставили перед собой задачу сертификации объекта. Развернутые в ЦОД контейнерно-модульные решения отвечают уровню Tier II.
Поскольку вычислительные ресурсы находятся в одной точке, конечно, сохраняется риск физического повреждения ЦОД, например, в результате чрезвычайной ситуации. В настоящее время мы прорабатываем, а в следующем году будем внедрять различные решения, связанные с зеркалированием, виртуализацией. Это позволит резервировать у провайдеров части ИТ-инфраструктуры в облаках.
Стоит отметить, что проект модернизации ИТ-инфраструктуры ГК «Черкизово» продолжался два с половиной года и завершился больше года назад. У нас единая архитектура, предусматривающая, что все площадки нашей группы типизированы с точки зрения ИТ на малую, среднюю, большую и очень большую. Под каждую площадку есть определенный набор оборудования со стандартным функционалом. Проблема зоопарка была актуальна для нас несколько лет назад, но сегодня оборудование типовое.
В ЦОД стоят серверы НР стандартной линейки, СХД – компании NetApp и HP В настоящее время присматриваемся к решениям IBM, намерены обеспечить виртуализацию систем хранения, перевести их в единый пул, чтобы меньше зависеть от производителей, смены линейки или моделей оборудования.
– Насколько интересна для ГК «Черкизово» концепция «инфраструктура как сервис»?
– Проблема старения, вывода оборудования из эксплуатации сохраняет свою актуальность. На мой взгляд, в перспективе мы придем к концепции «инфраструктура как сервис», эта модель предоставления ресурсов будет широко применяться.
Реализация такого подхода обеспечивает гибкость и простоту. Любой проект, который мы начинаем в компании, упирается в наличие необходимых для его реализации ресурсов. Если возникает потребность в новом приложении, приходится увеличивать мощность виртуальной платформы. Наши 4 тыс. сотрудников распределены по 200 площадкам в разных регионах страны.
На очередном пороге бюджетирования производим расчеты и делаем прикидки на будущий год: где увеличится нагрузка, сколько СХД или полок в них надо купить. Этот процесс наполовину эмпирический и, как правило, с реальностью всегда расходится, особенно в том случае, когда часть запланированных бизнесом проектов завершается на пилотной или предпилотной стадии, а у нас «железо» куплено, мощности раскручены.
Как показывает практика, задачи бизнеса быстро меняются, поэтому расходы на приобретение ресурсов не всегда оказываются эффективными. Эта извечная проблема и бизнес раздражает, и ИТ-службам мешает работать. А виртуальные ресурсы, несмотря на их минусы, обеспечивают мобильность. В частности, при реализации нового проекта не нужно наращивать ИТ-инфраструктуру.
Для осуществления очередной новой идеи, которой одержим бизнес, можно взять виртуальную машину, а затем отказаться от нее, если проект, что называется, не пошел. Внедрение такого подхода позволит бизнесу эффективнее работать и видеть в ИТ партнера, который готов мгновенно откликаться на бизнес-идеи.
Среди минусов виртуализации – SLA. Провайдер услуг, отвечающий за качество, должен быть готов к серьезным штрафам, обязан быть клиентоориентированным, понимать сложности ведения бизнеса.
– Вы видите на российском рынке провайдеров, которым можно доверить критичные приложения?
– Мы по-крестьянски консервативны, поэтому будем постепенно переносить приложения в виртуальную среду и внимательно следить за тем, как это развивается. В перспективе двух-трех лет компания намерена использовать гибридную модель.
Что касается провайдеров, то четыре года назад, когда принималось решение о строительстве ЦОД, мы рассматривали разные варианты в рамках концепции «инфраструктура как сервис». Проанализировав качество услуг и уровень SLA, мы от нее отказались. За прошедшее время ситуация изменилась, хотя пока далека от желательной. Однако сегодня мы готовы к тестированию, к тому, чтобы пользоваться услугами аутсорсинга. Так что в целом ситуация улучшается.
Есть провайдеры, которые предоставляют инфраструктуру (площадь, каналы, стойки и т. д.), но не готовы волноваться за сервис заказчика, поэтому и не подписываются на строгие условия SLA. В то же время есть системные интеграторы, которые понимают, что стойка или виртуальная машина – это не услуга на самом деле. Для бизнесов со сложной инфраструктурой нужны комплексные масштабируемые решения. Спрос на такие решения есть, потому эти два полюса стали сближаться. Мы видим компании, которые понимают, в каких решениях заинтересованы потенциальные заказчики.
Не могу не заметить, что единое облачное решение для крупного бизнеса – это пока метафора. Невозможно все передать в облако. Из упомянутых мною 200 площадок 180 находятся в поселках, где не только ИТ-инфраструктура оставляет желать лучшего, но и мобильная связь пока плохо работает. Просто провести для 200 площадок Интернет, а все остальное взять из облака не получается. Для стартапов – это, возможно, и вариант, но для крупного холдинга не подходит.
Нам нужен сервис, учитывающий возможности имеющейся инфраструктуры, на базе которой мы готовы создавать действительно эффективные решения. Сегодня на российском рынке несколько игроков слышат нас и разговаривают с нами на одном языке.
– Какие задачи сегодня бизнес ставит перед ИТ-службой по различным направлениям?
– ГК «Черкизово» – вертикально интегрированная компания. Мы выращиваем пшеницу, производим из нее комбикорм, поставляем на свиноводческие комплексы и птицефермы, кормим и выращиваем животных, доставляем их на переработку, выпускаем мясную продукцию и быстро развозим по торговым точкам и сетям. При этом мы должны быстро реагировать на запросы потребителей и ценовые изменения на рынке. Этот непрерывный процесс осуществляется на территории ряда регионов Центральной России. Чтобы оперативно решать такой объем задач, мы реализуем проект построения единой ERP-cистемы в холдинге.
Еще одна задача – обеспечить с помощью ИТ-инструментов эффективность логистических решений, планирования продаж и производства, управления современными складскими системами.
Наряду с этим мы инвестируем в производственное оборудование. В будущем году компания запускает крупный мясоперерабатывающий колбасный завод в подмосковной Кашире – полностью роботизированное предприятие, как мы говорим, с безлюдным производством. Это интересный проект с точки зрения не только технологий мясопереработки, но и ИТ. Все производственные звенья – от склада сырья до склада готовой продукции – автоматизированы. Управление производством осуществляется операторами.
Для ИТ реализация такого проекта – это вызов с точки построения MES-системы, которая управляет оборудованием. Вторая интересная задача для нашей службы – реализация MES-системы и ее интеграция с ERP-системой.
– Аналогичные производства есть в России?
– Если нас не опередят, то по уровню автоматизации это будет уникальный завод не только для России, но и для многих европейских стран.