Единая технологическая платформа взимания платы на всех платных дорогах России запущена сегодня вместе с системой «Свободный поток» на Центральной кольцевой автодороге 3 (ЦКАД-3) в Подмосковье. Об этом порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, рассказал гендиректор компании-разработчика OOO «Казань-Телематика» Марсель Нигметзянов.
«Запущена единая технологическая платформа по сбору платы со всех барьерных и безбарьерных платных решений, – рассказал порталу Нигметзянов. – Она объединяет всю сеть платных магистралей страны в едином пункте управления, в который теперь стекаются данные о каждой транзакции, каждом использовании платных дорог». Такая система дает возможность запустить в будущем более сложные и комбинированные тарифы и сервисы для пользователей платных дорог, учитывать частоту поездок, время суток и другие параметры.
Сам единый пункт управления расположен на открытом в среду в Московской области участке ЦКАД-3 в районе городского поселения Софрино. Текущая мощность системы позволяет обрабатывать до 1 млн транзакций в день. Как добавил гендиректор «Казань-Телематика» (входит в концерн «Национальные телематические системы», НТС), в настоящее время также отрабатывается возможность перехода в единую систему и всех остальных функций управления платными дорогами: видеоконтроля, метеоконтроля, реагирования на инциденты, интеллектуального управления потоками.
Одновременно с открытием ЦКАД-3 начала работу и первая в России система «Свободный поток», которая также включена в периметр единой системы взимания платы. «Свободный поток» позволяет избежать строительства на дороге пунктов оплаты со шлагбаумами, которые тормозят движение. Их заменяют специальные рамки с камерами и датчиками, которые распознают номера и сами автомобили. Оплатить проезд можно заранее или в течение пяти дней после проезда. При использовании транспондеров предусмотрены скидки.
С учетом открытого 11 ноября участка ЦКАД-3, в России взимается плата за проезд на участках дорог федерального и регионального значения общей протяженностью около 1 950 км. Основные платные участки находятся на трассах М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», М-3 «Украина» и М-11 «Нева», под управлением госкомпании «Автодор». Продлеваемый до 2030 года нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» предполагает строительство и реконструкцию еще до 2 тыс. км платных трасс.
Максимальная разрешенная скорость движения по трассе ЦКАД-3 – 110 км/ч. Ее длина – 105,87 км (включая 17 мостов, 5 экодуков и 47 путепроводов). Строительство участка велось с 2016 года, генподрядчиком выступал «ДСК Автобан». Стоимость проекта составила 100,8 млрд руб.
В торжественной церемонии открытия участка ЦКАД приняли участие вице-премьер Марат Хуснуллин, министр транспорта Виталий Савельев, губернатор Московской области Андрей Воробьев и глава «Автодора» Вячеслав Петушенко.
«Сегодняшний участок, который мы открываем, для нас является особым, потому что с открытием этого участка мы пересекли так называемый экватор ЦКАДа. Больше половины ЦКАДа с сегодняшнего дня уже будет работать полноценно. Мы очень надеемся, что к концу года еще порядка 100 км ЦКАДа поедет, и нам только останется небольшая часть на следующий год», – отметил Хуснуллин.
Минимальная цена проезда по ЦКАД-3 при наличии скидки по транспондеру для легковых автомобилей составит 255 руб., или 2,4 рубля за километр, для грузовых – 830 руб. При этом на ЦКАД будет действовать безбарьерная система оплаты Free-flow. Автомобили без остановок будут проезжать через рамку с оборудованием фиксации проезда, а оплата производится с лицевого счета пользователя по транспондеру или с помощью распознавания государственных регистрационных номерных знаков. Водители без транспондера смогут оплатить проезд на сайте оператора в личном кабинете.
Всего на ЦКАДе установят 12 рамок Free-flow, четыре из которых – на ЦКАД-3. Штраф за неоплату проезда составит 2,5 тыс. рублей для легковых автомобилей, 5,5 тыс. рублей – для грузовых. При этом водитель может оплатить проезд в течение двух месяцев после официального оповещения о нарушении. В случае, если плата так и не будет произведена, автомобилист оплатит и штраф, и проезд.
На ЦКАД-3 также внедрили систему «Умная дорога», разработанную компанией «Национальные телематические системы». Это технология автоматического управления дорожным движением нового поколения. Она получает с датчиков и камер информацию об авариях и заторах, скорости и плотности транспортных потоков, появлении на дороге посторонних предметов, пешеходов или животных. «Семь метеостанций, расположенных вдоль трассы, позволяют точно прогнозировать изменение погоды на ближайшие 4 часа и при необходимости оперативно связываться с коммунальными службами для уборки и обработки дороги», – сказали в «Автодоре».
Все значимые данные будут показаны на информационных табло вдоль трассы, а также рассылаться в специальные приложения на смартфоны водителей, указали в госкомпании.
Технологии «умной дороги» позволяют тестировать на ЦКАД-3 беспилотные автомобили. Так, российский беспилотник EVO-1 с возможностью заправки водородом проехал по интеллектуальному участку новой трассы на церемонии ее открытия.
«ИТС берет на себя координацию движения беспилотных автомобилей. Принцип такого плотного взаимодействия умной дороги с высоко автономными машинами позволяет сделать эти перевозки более безопасными и ускорить их развитие. По мере распространения таких технологий станет возможной организация масштабных, более безопасных, быстрых и прозрачных грузоперевозок. Строительство умных магистралей увеличит пропускную способность и рентабельность нового Шелкового пути, который также проходит по ЦКАД», – прокомментировал генеральный директор «Казань-Телематика» Марсель Нигметзянов.