В конце сентября в Москве прошел третий Международный форум «Интеллектуальные транспортные системы России», который собрал специалистов, занимающихся разработкой высоких технологий в области автомобильного транспорта. Президент ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», депутат Государственной Думы Сергей Тен отметил: «Интеллектуальные транспортные системы находятся на стыке нескольких отраслей: транспорта, телекома и дорожной службы. Обсуждая цифровизацию транспортной инфраструктуры, мы должны признать, что цифровые технологии сегодня зачастую существуют как разрозненные элементы разных систем. И эти разрозненные элементы при нашем активном участии должны стать целостной системой». Ключевой темой в этом году стали беспилотные автомобили и подготовка инфраструктуры для их эффективного использования. Такая популярность темы связана с тем, что беспилотный автомобиль является квинтэссенцией технологий интеллектуальных транспортных систем, поэтому их разработка требует координации действий представителей нескольких отраслей экономики.
Тем не менее в России уже начался пилотный проект «Караван», который направлен на разработку беспилотных автомобилей. Подробности его раскрыл на форуме Игорь Астахов, заместитель руководителя «Росавтодора». Первый этап проекта уже был реализован: подготовлен и протестирован первый пилотный участок с 33,7 по 38,5 км на подходе к Крымскому мосту в Краснодарском крае. Демонстрация возможностей была проведена в мае 2018 г. во время открытия движения по Крымскому мосту. В ней приняли участие пять беспилотных автомобилей: два грузовых «КамАЗа», «умный» автомобиль Starline, разработанный научно-исследовательской лабораторией НПО «СтарЛайн» на базе автомобиля Skoda Superb, автомобиль «МАДИ», разработанный совместно «МАДИ», АО «РИРВ» и АО КБ «Панорама» на базе Ford Focus 2, и «КамАЗ» «Шатл» − уникальная совместная разработка ФГУП «НАМИ» и ПАО «КамАЗ». С июня 2018 г. осуществляется разработка технических решений для оснащения дорожной инфраструктуры на полигоне ФГУП «НАМИ».
В дальнейшем предполагаются формирование нормативно-правовой базы и апробация решений на пилотных участках федеральных трасс до 2021 г., а к 2035 г. ожидается создание необходимой инфраструктуры по сети федеральных автодорог, входящих в международные транспортные коридоры. В качестве пилотного участка выбраны часть автодороги «Скандинавия» от Санкт-Петербурга до финской границы и часть дороги М7 в Татарстане. Проект предполагает создание таких инфраструктурных сервисов, как система высокоточного позиционирования автотранспорта (разрабатывается АО «РИРВ»), система выявления инцидентов на автодороге (ООО «Сорб Групп»), цифровая модель дороги (АО КБ «Панорама» и НПО «Регион»), киберзащита беспилотных автомобилей (НИЯУ МИФИ), платформа для организации взаимодействия участников движения (ООО «Курсус»), системы сотовой связи LTE или 5G, а также инструменты для управления инженерной инфраструктурой.
Аналогичные проекты в Европе реализуются с 2013 г., когда началось софинансирование европейских пилотных зон для тестирования протоколов стека C-ITS, хотя разработка подобных технологий была инициирована еще в 2007 г. В результате европейцами было построено несколько пилотных зон: Nordic Way 2 (Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания), InterCor (Франция, Голландия, Бельгия, Великобритания), Scoop@F и некоторые другие. В 2017 г. началось их объединение в рамках проекта C-Road, в котором принимают участие 17 стран и три ассоциированных члена. В рамках проекта стандартизовано 14 сервисов, которые уже в 2019 г. будут предоставляться на коммерческой основе. России точно придется соблюдать требования этих стандартов, во всяком случае, в пилотной зоне трассы «Скандинавия».
Российских стандартов на аналогичные сервисы пока нет, хотя в Госстандарте создан технический комитет № 57 «Интеллектуальные транспортные системы», деятельность которого координируется МАДИ. На базе этого технического комитета и планируется создать набор необходимых для беспилотных автомобилей стандартов. Работа в данном комитете пока не афишируется, хотя понятно, что для выработки типовых решений требуется участие компаний, которые занимаются созданием бортовой электроники для автомобилей, а также технологий точного позиционирования транспорта на дороге, организацией связи профессионального стандарта с минимальными задержками, систем распознавания дорожной ситуации, прокладкой силовых и коммуникационных кабелей, управлением энергопотреблением и освещением и др. Разработчики практически для каждого компонента интеллектуальной транспортной системы в России есть, но они предпочитают ждать, когда европейцы или американцы согласуют свои стандарты, которые будет достаточно просто реализовать.